Политика обеспечения качества.

ПЦК «Хоровое дирижирование»

 Общие положения

Организация ТиПО должна иметь опубликованную миссию, видение, политику обеспечения качества ОП.

            Наличие стратегического плана развития ОП, соответствующей заявленной миссии, государственной политике в сфере развития ТиПО, ГОСО, принципам Туринского процесса.

            Политика обеспечения качества ОП должна быть связана со стратегическим планированием организации ТиПО.

Образовательная программа 0405000 «Хоровое дирижирование» осуществляет свою деятельность на основании плана развития образовательной программы, разработанной в соответствии с миссией, видением и стратегическим планом развития училища. Одной из ведущих целей музыкального училища является достижение уровня лидера в предоставлении образовательных услуг в подготовке специалистов в области искусства, культуры, путем предоставления качественных услуг, а также через участие в республиканских и международных мероприятиях, позволяющих продемонстрировать профессионализм и компетенции коллектива и обучающихся. Для достижения этой цели, приоритетными направлениями каждой образовательной программы являются:

— обеспечение подготовки и регулярного повышения квалификации преподавательского состава;

— аттестация преподавательского состава;

— внедрение новых технологий обучения, совершенствование методики оказания услуг с целью гибкого реагирования на требования работодателей;

— совершенствование и укрепление материально-технической базы;

— создание условий для эффективной и плодотворной деятельности педагогического коллектива;

-изучение требований и запросов потребителей (работодателей), учет их удовлетворенности на основе активной маркетинговой деятельности;

— качественное улучшение информационного обеспечения.

Миссия, цели и задачи образовательной программы соответствуют имеющимся ресурсам, возможностям и требованиям рынка труда, что подтверждается выполнением установленных критериев. Результаты мониторинга и анализа проделанной работы отражаются в отчетах и протоколах заседаний ПЦК и Педагогического совета.

На ПЦК «Хоровое дирижирование» спланированы, разработаны и внедрены процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла образовательной услуги, а именно:

  • учебный процесс;
  • научно-методическая работа;
  • воспитательный процесс, психологическое сопровождение;
  • практика.

 

Критерии оценки

1.1. Политика обеспечения качества ОП разрабатывается, документируется и внедряется в соответствии с действующими НПА в сфере образования РК.

ОП 0405000 «Хоровое дирижирование» осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан (ПП РК № 1080-2016г., приказ №72 МОН РК от 22.01.2016г. приложение №58). Образовательная программа и Типовой учебный план являются основными нормативными документами, определяющими содержание обучения для уровня квалификации специалиста среднего звена, на основании которых разрабатываются рабочие учебные планы и программы.

Целью ОП0405000«Хоровое дирижирование» является: создание условий для развития личностных качество обучающихся, расширения их творческого потенциала и социальных компетенций, привитие знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам.

Основные задачи образовательной программы:

— подготовка квалифицированных преподавателей музыки и дирижеров хоровых коллективов;

— формирование дирижерско-исполнительских компетенций, необходимых для работы в качестве хормейстера;

— развитие художественно-познавательной активности студентов в процессе освоения дирижерско-хорового искусства;

-развитие способности анализировать и решать творческие задачи, необходимые для работы с хоровыми коллективами.

Политика в области обеспечения качества ОП заключается в следующем:

1)  Повышение уровня образовательных услуг в подготовке специалистов путем привлечения зарубежных и отечественных специалистов для проведения мастер — классов и научно-практических семинаров (Алтайский государственный институт культуры; Омский государственный педагогический университет;  Казахский национальный университет искусств;  Казахская национальная консерватория имени Курмангазы).

2)  Повышение творческой активности студентов путем увеличения количества участвующих в региональных, областных и республиканских конкурсах;

3) Активизация научно-исследовательской деятельности студентов путем привлечения большего количества обучающихся к участию в научных конференциях и семинарах;

4) Повышение обеспеченности учебно-методической литературой, разработанной ПС для организации качественного обучения с учетом современных требований и знаний специфики современного рынка труда;

5) Повышение квалификации ПР через прохождение курсов и различного рода образовательных программ с получением сертификатов;

6) Разработка рабочих программ дисциплин, в том числе и дисциплин, определяемых организацией образования, с учетом требования работодателей;

7) Увеличение числа научно-методических публикаций ПР;

9) Увеличение числа ПР, участвующих в республиканских и международных конференциях;

10) Улучшение материально-технической базы ОП путем приобретения  инструментов, компьютеров, принтеров;

11) Участие студентов в Республиканских конкурсах;

12) Повышение качества ведения документации ОП путем проведения внутреннего аудита;

14) Интеграция в международное пространство путем участия в международных конкурсах, мастер-классах, научно-практических конференциях.

Цели ОП прозрачны и доступны как для ПР, так и для студентов. При их разработке использовался производственный и жизненный опыт работников училища в образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.Содержание ОП систематически пересматривается и совершенствуется в зависимости от потребностей работодателей и с учетом индивидуальных возможностей студентов.

 

1.2.Политика обеспечения качества реализуется посредством разработанных  и документированных процессов и процедур внутреннего обеспечения качества с участием подразделений организации ТиПО.

Предметно-цикловой комиссией предварительно проводится обсуждение целей и содержания образовательной программы, результаты которых оформляются протоколами заседаний ПЦК в установленном порядке. Председатель ПЦК составляет рабочий учебный план, реализующий цели ОП. Согласно предусмотренному порядку определение и реализация целей образовательной программы проходит соответствующую процедуру утверждения.

ОП предусматривает различные виды учебной деятельности обучающихся, к которым относятся групповые и индивидуальные занятия, профессиональные практики, консультации. К групповым видам занятий относятся теоретические и практические занятия и консультации. В рамках теоретических и практических занятий формируется базовые и профессиональные компетенции обучающихся. Разработка теоретического и практического материала осуществляется опытными преподавателями, имеющими, как правило, большой педагогический стаж работы. Проведение лекционного занятия предполагает предварительную подготовку студентов, которые обеспечиваются тезисами лекций. В результате самостоятельной работы возрастает активная роль студентов в ходе проведения лекции, которая зачастую принимает формы дискуссии, форума. Традиционными формами проведения семинарского занятия являются собеседование, подготовка рефератов, докладов, творческих проектов. Занятия проводятся с использованием мультимедийных средств обучения. Такие дисциплины, как дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка, постановка голоса проводятся в форме индивидуальных, практических занятий. Основной целью индивидуальных практических занятий является формирование исполнительских навыков, развитие музыкальной памяти, музыкального и логического мышления; внимания; сценической воли; интереса к работе с методической литературой. Современное состояние исполнительского искусства требует глубины и актуальности методологического мышления преподавателя, обладания художественным авторитетом, создания в классе творческой атмосферы, пробуждающей в студентах активного отношения к процессу обучения. Организация учебного процесса в классе по специальности характеризуется разносторонней и целенаправленной деятельностью преподавателя, которая включает в себя музыкальное, исполнительское и личностное воспитание студента. В процессе работы над музыкальным произведением осуществляется постоянная и целенаправленная работа над совершенствованием технических навыков и работа над средствами художественной выразительности. Показателями эффективности применения перечисленных методов обучения являются, прежде всего, результаты текущей успеваемости, итоговой аттестации студентов и степень их удовлетворённости качеством обучения.

На ПЦК созданы условия для обеспечения прозрачности достижения учащимися образовательных результатов:

  • цели, задачи и ожидаемые результаты программы сформулированы в Государственном общеобязательном стандарте образования, Типовом учебном плане и ОП 0405000 «Хоровое дирижирование»;
  • программа носит оптимальный характер за счёт продуманной структуры;
  • преподавательский состав соответствует лицензионным и квалификационным требованиям, предъявляемым государственными общеобязательными стандартами образования;
  • образовательная программа включает эффективную систему оценки учебных достижений студентов;
  • программа в полной мере обеспечена необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей;
  • ПЦК обеспечивает обратную связь с работодателями и выпускниками программы.

Коллегиальные органы подразделений курируют учебный процесс и мониторинг. К основным методам управления  программойотносятся:внешние оценки эффективности реализации программы в виде государственной аттестации;  анализ учебных достижений студентов, вовлечённость работодателей в реализацию программы, внедрение современных технологий обучения; конкурсный отбор и внутренняя и внешняя плановая аттестация преподавателей, проведение социологических опросов участников образовательного процесса.

Совместно с работодателями проводятся опросы о качестве знаний, навыках и деловых качествах выпускника. Ведущие специалисты ПЦК привлекаются в качестве членов итоговой аттестационной комиссии.

 

 

1.3. Информированность всех стейкхолдеров о стратегии, политике обеспечения качества и участие их в процессах их формирования.

Преподаватели цикла «Хоровое дирижирование» используют разные методы и способы предоставления информации о своей деятельности широкой общественности, регулярно публикуют достоверную, актуальную и объективную информацию о своей деятельности на сайте музыкального училища –muzuch.kz, предлагают сведения о публикациях, учебно-методических пособиях, новых типовых, рабочих учебных программах.

Cтейкхолдеры информированы о стратегии и политике обеспечения качества, т.е. общих намерениях и направлении деятельности ОП в области качества.  Существуют две группы основных стейкхолдеров, чьи интересы и требования влияют на функционирование и развитие учебного заведения. Первая группа – внутренние стейколдеры: студенты их родители, ПР, учебно-вспомогательный и администртивно-управленческий персонал. Вторая группа – внешние стейкхолдеры: государство, органы исполнительской власти и органы местного самоуправления, работодатели, заинтересованные в получении компетентных специалистов, абитуриенты и их родители.

С целью проведения систематического мониторинга эффективности целей, результатов обучения на выпускающих ПЦК проводятся мониторинговые исследования. Принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга является одним из основных принципов повышения качества образования в училище.

Стейкхолдерыимеют возможность доступа ко всем ресурсам: библиотека с соответствующим читальным залом, компьютерный класс, медиатека снеобходимым оборудованием, уголок самообслуживания с доступом в интернет.

В библиотеке училища имеется достаточное количество учебников, учебно-методических пособий по всем дисциплинам ОП.

 

1.4. Соответствие миссии, видения и стратегии имеющимся ресурсам, потребностям рынка труда и государственной политике в сфере развития ТиПО.

ОП «Хоровое дирижирование» сформировано из опытных специалистов, способных воспринять и реализовать на практике новые идеи в области образования и культуры.  Стратегия ОП ориентирована на устойчивое развитие с учетом сильных и слабых сторон, внешних и внутренних угроз и связана с ростом конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, и направлена на удовлетворение потребностей государства, заинтересованных лиц и обучающихся. Стратегическое планирование проводится на основе данных анализа реального позиционирования, проводимого администрацией училища в виде рейтинга специальностей. Стратегические документы ОП разрабатывались на основе долгосрочных государственных программ и национальных приоритетов развития системы образования, реализующие цели и задачи программы: Устав училища, Стратегический план развития училища на 2017-2021 г.г., документы оперативного планирования, которые включают в себя: планы методической работы, планы проведения совещаний директора с структурными подразделениями, планы учебно-воспитательной работы, планы работы Педагогического совета и Совета училища. Удовлетворенность потребности государственных органов и заинтересованных лиц подтверждается активным участием и вниманием со стороны работодателей, выпускников и родителей обучающихся в учебной деятельности ПЦК. Миссия ОП направлена на подготовку будущих выпускников для реальных потребностей региона. Однако, учитывая специфику 3-х ступенчатого музыкального образования, многие выпускники продолжают обучение в ВУЗ-ах. С целью прозрачности процессов формирования миссии, видения, стратегического планирования систематически привлекается Попечительский совет, в состав которого входят представители работодателей, родители, работники училища. О достаточной степени согласованности миссии, видения и стратегии можно судить по результатам работы ПЦК, которая демонстрирует стабильность основных показателей – набор, выпуск, трудоустройство, востребованность выпускников в регионе, которая представлена в ежегодных заявках от работодателей.

1.5. Осуществление процессов стратегического планирования и распределения ресурсов в соответствии с видением и миссией.

Ежегодное планирование учебной, научно-методической и творческой работы ПЦК осуществляется в соответствии со Стратегическим планом училища, в котором четко прописаны миссия, цели и задачи. Основной контингент преподавателей ПЦК имеет отличную профессиональную базу, хороший научный потенциал. Получение определенного педагогического опыта требует и методического, и научного обобщения. Это находит выражение в издании учебных пособий, учебно-методических материалов, публикаций научных статей в сборниках, участии в научно-практических конференциях и др.    Такая система помогает обобщать свой богатый профессиональный опыт в научно-методической работе.

В реализации ОП ПЦК обеспечивает эффективную связь с управлениями культуры г. Семей. Так, например на Ярмарке вакансий ежегодно осуществляется встреча с работодателями, работающими в сфере культуры и искусства. Ежегодно проводятся мастер-классы и конференции, на которые приглашаются популярные артисты и музыканты страны.

С целью определения актуальности и востребованности ОП, ПЦК «Хоровое дирижирование» в период учебного года проводит мониторинг трудоустройства выпускников.  В связи с чем регулярно обновляется база данных о выпускниках, проводятся активные мероприятия по трудоустройству выпускников, организовываются и проводятся ярмарки вакансий. См. Приложение В1, таблица 3. Выпуск и трудоустройство студентов.

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 0405000 «Хоровое дирижирование»- исполнительское творчество в качестве хормейстера, артиста хора или ансамбля на различных сценических площадках, музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования.

Уровень спроса на выпускников ОП «Хоровое дирижирование» стабильный, что подтверждается анализом заявок работодателей.   По окончании учебы примерно 40-45%  выпускников продолжают обучение в ВУЗах, остальные работают по специальности.

Выпускник ОП получает полный объем знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения требований государственного образовательного стандарта.

Отзывы работодателей, трудоустроенных выпускников программы, и качественно-количественный анализ итоговой государственной аттестации за последние пять лет подтверждают эффективность ОП и высокий уровень подготовки специалистов.

 

 1.6.Политика обеспечения качества должна отражать процессы, обеспечивающие академическую репутацию и свободу, процессы предотвращения нетерпимости любого рода, дискриминацию студентов и ИПР.

Политика обеспечения качества ОП поддерживает академическую добросовестность и свободу. Поддержание академической честности и академической свободы, защиты от любого вида нетерпимости и дискриминации в отношении студентов, преподавателей или сотрудников осуществляется на основе Устава музыкального училища. Этические нормы и правила делового поведения работников регламентируются Положением о ПЦК, Положением о функциональных обязанностях преподавателя, Правилами внутреннего распорядка и др. Академическая честность проявляется в беспристрастности и честности при приеме у студентов экзаменов в формате коллегиального прослушивания, исключающего субъективистский подход, выполнении учебных заданий без плагиата.

В музыкальном училище разработаны Кодекс чести преподавателя училища и Кодекс чести студента, которые обсуждаются на заседаниях ПЦК и кураторских часах студентов. Свобода выбора в учебном процессе становится важнейшим фактором, способствующим повышению активности обучающихся в процессе профессиональной подготовки. Она достигается путем создания возможности для студентов определения индивидуальных исполнительских программ, тем курсовых работ путем выбора из предложенного списка. Удовлетворенность потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии позволяет студентам стать полноправным субъектом образования, обеспечив их правом участвовать в формировании содержания своего образования, методов и средств обучения.

На ПЦК «Хоровое дирижирование» ведется работа по защите от любого вида нетерпимости или дискриминации по отношению к студентам, преподавателям и сотрудникам, которая отражается в воспитательных и социально-ориентированных мероприятиях училища. К ним относятся кураторские часы, на которых обсуждаются ежегодные послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана, общественно-политические значимые события РК, знаковые юбилейные даты, а также темы, посвященные патриотичесому, моральному и высоконравственному воспитанию и самопознанию. Так, кураторы регулярно проводят классные часы: «День знаний», «День независимости РК», «День единства народов Казахстана», «День Президента РК», «Я без наркотиков», «День Музыки».

У студентов есть свой куратор, который планирует и организовывает воспитательную работу со студентами, используя современные воспитательные технологии, разнообразные формы и методы воспитательной работы, соответствующие определенным направлениям деятельности кураторов. Также, кураторы проводят мониторинг учебного процесса своих студентов, мониторинг сдачи зимней и летней сессий, осенней и весенней аттестаций.

Каждый желающий обучающийся может участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях. Студентам оплачивается проезд и проживание.

В училище работает психолог, который помогает обеспечить хорошую психологическую обстановку для студента, оказывает психологическую помощь во время сдачи творческих экзаменов (академический концерт, государственный экзамен, то есть те экзамены, которые предполагают выступление на сцене). Также, при необходимости, психолог помогает в работе с родителями студентов.

 

 

  1. 7. Политика обеспечения качества должна отражать индивидуальность и

уникальность организации ТиПО.

Политика в области качества – это приоритеты и принципы, которыми руководствуется музыкальное училище в реализации образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Она является одной из составляющих элементов общей политики училища, наряду с другими: производственной, финансовой, кадровой. В связи со спецификой учебного заведения приоритетной составляющей является творческая, которая заключается в участии коллектива в конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня. Разработку политики в области качества ОП начинает с анализа существующей ситуации и выявления приоритетов и основных направлений развития в области качества, формируя принципы, задачи и положения, которые разделены по нескольким направлениям: совершенствование технологий и оборудования; развитие информационных систем; повышение квалификации кадров; взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными сторонами.

Председатель ПЦК следит за тем, чтобы политика в области качества:

  • соответствовала стратегическим целям училища;
  • включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы в области образования;
  • создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
  • была доведена до сведения всех заинтересованных лиц.

1.8. Транспарентность процессов и механизмов реализации стратегии организации ТиПО и политики обеспечения качества.

Стратегия организации — это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед органи­зацией целей. ОП 0405000 «Хоровое дирижирование» имеет перспективный план развития на 2017-2021гг., разработанный в соответствии со стратегическим планом развития училища, в котором отражены цели и задачи программы. ОП «Хоровое дирижирование» представляет открытую, общедоступную информацию о своей деятельности. Текущие планы, отчеты, графики представлены в виде информационных стендов, все направления работы отражены на сайте училища в соответствующих разделах. Сайт музыкального училища расположен по адресу muzuch.kz. Преподаватели ПЦК активно обновляют сведения на сайте, публикуют информацию о всех значительных мероприятиях и событиях, проводимых на ПЦК и в целом в училище. Актуальность публикуемой информации контролируется модераторами сайта. Базовая профессиональная подготовка ОП обеспечивает выпускника училища общей междисциплинарной методологией профессиональной деятельности, развивает у будущих специалистов стремление к профессиональному творчеству. Подробная информация о программе, ее содержании и описание основных компетенций, получаемых по окончании, также доступны на сайте muzuch.kz. Информация по условиям приема, правил и условиям обучения студентов, присваиваемой квалификации по профессиям, размещаются на сайте в разделах: «Абитуриенту».

1.9. Эффективность политики обеспечения качества, отражающую связь между научно-методической работой, преподаванием, обучением и учетом национального и внутриучилищного контекста.

Важную роль в обеспечении качественной подготовки студентов выполняет научно-методическая работа, которая является одним их основных видов деятельности педагогических работников ПЦК и основывается на принципах научности, индивидуализации, актуальности, системности и носит непрерывный характер. В течение учебного года преподаватели цикла активно ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу, развивают систему внедрения научных разработок в свою деятельность, которые включают в себя широкий спектр видов и форм, методик и   технологий  учебно-образовательной деятельности.

Согласно стратегии училища целями и задачами ОП 0405000 «Хоровое дирижирование» является не только привитие знаний умений и навыков по специальным дисциплинам, но и создание условий для личностного развития студентов, расширения их творческого потенциала и социальных компетенций.

Система эффективности обеспечения качества ОП состоит из контроля за:

-кадровым обеспечением образовательной деятельности и повышением квалификации  преподавателей  ПЦК;

— учебно-методическим обеспечением образовательной деятельностью: увеличение числа научно – методических публикаций в журналах, сборниках конференций, участие в онлайн – уроках, разработка и обновление рабочих программ и УМКД;

— материально – техническим обеспечением образовательной деятельности:  компьютеры, интерактивная доска, световая техника, акустическая аппаратура;

— соблюдением мер по противодействию коррупции;

— качеством проведения учебных занятий;

— качеством знаний студентов: постоянный мониторинг знаний, работа со слабоуспевающими.

1.10. Разработанные и документированные механизмы реализации, контроля и

пересмотра политики обеспечения качества может быть и стратегии развития

училища.

Приоритеты в формировании целей ОП 0405000 «Хоровое дирижирование» определены предметно-цикловой комиссией не только с учетом изменяющихся условий внешней социально-экономической среды, но и с учетом осуществления творческой и организационно-управленческой деятельности в системе образования, а также задач, поставленных Президентом страны Н.А.Назарбаевым в области качественного профессионального образования, культурного и патриотического воспитания.

В виду того, что училище является творческим  учебным заведением и творческая работа неразрывно связана с учебным процессом, обучающиеся ОП имеют возможность заниматься творчеством и участвовать в международных, республиканских и региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выступать на лучших концертных площадках Республики Казахстан. Разнообразная система оценки знаний обеспечивает интенсификацию учебного процесса, контроль освоения обучающимися учебных дисциплин, повышение академической мотивации студентов и преподавателей. При разработке и совершенствовании ОП, в определении перечня и содержания дисциплин по выбору, разработке учебно-методической литературы и контрольно-измерительных материалов, применении современных методов обучения. Дифференциация видов контроля обеспечивает его полноту, периодичность, измеримость.В соответствии с требованиями государственных стандартов образования студент выпускного курса обязан проходит процедуру ОУПП и итоговой аттестации, состоящей из комплексного экзамена  по: методике детского музыкального восптания, хороведению и методике работы с хором, и экзамена по специальности: дирижирование и работа с хором.

Мониторинг профессионального прогресса преподавателей предполагает оценку профессионального роста преподавателей и степень их соответствия занимаемым должностям. По итогам годовых отчетов выводится рейтинг преподавателя. Помимо внутренней оценки ОП оценивается в рамках плановой государственной аттестации и институциональной и специализированной  аккредитации.

Приоритетами в формировании целей образовательной программы являются:

  • воспитание творческой личности, способной эффективно решать профессиональные проблемы в сфере музыкального образования;
  • учет мирового и отечественного опыта подготовки специалистов в сфере искусства;
  • становление развитой и творческой личности, владеющей всеми высшими достижениями в области искусства, сохраняющей и усовершенствующей их;
  • подготовка квалифицированных хормейстеров и преподавателей детских музыкальных школ.

Выше обозначенные цели ОП обладают высокой степенью значимости для профессионального и личностного становления специалиста в области искусства, для получения им возможности саморазвития и самосовершенствования на протяжении всей жизни, охватывают важнейшие стороны жизнедеятельности современного общества — науку, технику, право, мораль, культуру, образование; учитывают современное состояние рынка труда.

  1. 11. Наличие планов на краткосрочные периоды.

ОП 0405000 «Хоровое дирижирование» направлена на глубокую теоретическую и практическую подготовку специалистов в области дирижерского искусства в соответствии с годовым и перспективным планами развития. Основной целью плана развития ОП являются: подготовка конкурентоспособного специалиста в области культуры и музыкального образования, обладающего достаточным перечнем базовых, профессиональных компетенций и личностных качеств, способного применить их в профессиональной деятельности. План развития ОП – это проект достижения этой цели и конкретизация распределения необходимых ресурсов, графика мероприятий, заданий и других действий.