ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

Общие положения

Организация ТиПО должна иметь опубликованную миссию, видение, политику обеспечения качества ОП.

Наличие стратегического плана развития ОП, соответствующей заявленной  миссии, государственной политике в сфере развития ТиПО, ГОСО, принципам Туринского процесса.

Политика обеспечения качества ОП должна быть связана со стратегическим планированием организации ТиПО.

Подготовка специалистов по образовательной программе 0404000 «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»в музыкальном училище имени Мукана Тулебаева осуществляется по следующим специализации:

0404023 «Духовые и ударные инструменты», квалификация «Преподаватель детской музыкальной школы, артист (руководитель) оркестра, ансамбля»;

ОП 0404000 «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»  осуществляет свою деятельность на основании плана развития образовательной программы, разработанной в соответствии с миссией, видением и стратегическим планом развития училища.  Одной из ведущих целей музыкального училища является достижение уровня лидера в предоставлении образовательных услуг в подготовке специалистов в области искусства, культуры, путем предоставления качественных услуг, а также через участие в республиканских и международных мероприятиях, позволяющих продемонстрировать профессионализм и компетенции ПР и обучающихся. Для достижения этой цели, приоритетными направлениями  ОП являются:

— обеспечение подготовки и регулярного повышения квалификации ПР;

— аттестация преподавателей и концертмейстеров;

— внедрение новых технологий обучения, совершенствование методики оказания услуг с целью гибкого реагирования на требования работодателей;

— совершенствование и укрепление материально-технической базы;

— создание условий для эффективной и плодотворной деятельности педагогического коллектива;

-изучение требований и запросов работодателей, учет их удовлетворенности по качеству подготовки специалистов;

— качественное улучшение информационного обеспечения.

Форма освоения ОП 0404000 « Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»- очная. Нормативный срок обучения — 3 года, 10 месяцев.

Имеющиеся ресурсы соответствуют миссии, целям и задачам ОП, возможностям и требованиям рынка труда, что подтверждается выполнением установленных критериев. Результаты мониторинга и анализа проделанной работы отражаются в отчетах и протоколах заседаний ПЦК и педагогического совета.На ПЦК «Духовые и ударные инструменты» спланированы, разработаны и внедрены процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла образовательной услуги, а именно:

учебный процесс;

научно-методическая работа;

воспитательный процесс, психологическое сопровождение;

профессиональная практика.

 

Критерии оценки

1.1. Политика обеспечения качества ОП разрабатывается, документируется и внедряется в соответствии с действующими НПА в сфере образования РК.

ОП 0404000 «Инструментальное исполнительство» ведет свою деятельность на основе Типового учебного плана и образовательных учебных программ, разработанных в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования (ГОСО РК № 1080 от 23.08.2012). Свою деятельность ОП регламентирует следующими НПА:Закон об образовании РК от27 июля 2007 года № 319-III.; Постановлением правительства Республики Казахстан от 23.08.2012г.№1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»; Приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 11.09.2013г. №369 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций технического и профессионального, после среднего образования»; Типовые правила проведения текущего, промежуточного и итогового контроля и другими законодательными актами Республики Казахстан в области образования, культуры и науки.

Целью ОП0404000 «Инструментальное исполнительство»является: создание условий для личностного развития обучающихся, расширения их творческого потенциала и социальных компетенций, привитие знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам.

Основные задачи ОП:

— формирование теоретической базы знаний для овладения профессиональными компетенциями;

-разработка мероприятий, направленных на развитие умений применять полученные знания для решения соответствующего класса задач;

— разработка мероприятий, направленных на получение студентами практических навыков решения конкретных профессиональных задач;

-обеспечение условий для знакомства с реальными процессами условий работы;

-обеспечение всеми необходимыми ресурсами (педагогическими, материально-техническими, учебно-методическими).

Политика в области качества ОП заключается в следующем:

1)  Повышение уровня образовательных услуг в подготовке специалистов путем привлечения зарубежных и отечественных специалистов для проведения мастер- классов и научно-практических семинаров;

2)  Повышение творческой активности студентов путем увеличения количества участвующих в республиканских и международных творческих конкурсах;

3) Активизация научно-исследовательской деятельности студентов путем привлечения большего количества обучающихся к участию в научных конференциях и семинарах;

4) Для организации качественного обучения с учетом современных требований и знания специфики современного рынка труда повышение обеспеченности учебно-методической литературой, разработанной ПР  ПЦК;

5) Повышение квалификации ПР ПЦК через прохождение курсов и различного рода образовательных программ;

6) Увеличение числа научно-методических публикаций ПР ПЦК в журналах,сборниках конференций;

7) Увеличение числа ПР ПЦК, участвующих в республиканских и международных конференциях;

8) Улучшение материально-технической базы ПЦК путем приобретения  инструментов, компьютеров, принтеров ;

9) Участие студентов в Республиканских, Международных конкурсах;

10)Посещение и проведение мастер-классов;

11) Повышение качества ведения документации ПЦК путем прохождения внутреннего аудита.

Цели ОП прозрачны и доступны как для ПР, так и для студентов. При их разработке использовался профессиональный опыт ПР в образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. Содержание ОП систематически пересматривается и совершенствуется в зависимости от потребностей работодателей и с учетом индивидуальных возможностей студентов.

1.2.Политика обеспечения качества реализуется посредством разработанных  и документированных процессов и процедур внутреннего обеспечения качества с участием подразделений организации ТиПО.

Всеми предметно-цикловыми комиссиями ОП«Инструментальное исполнительство»предварительно проводятся обсуждение целей и содержание программ, результаты которых оформляются протоколами заседаний ПЦК в установленном порядке. Председатели  ПЦК составляют годовые планы работы, ПР разрабатывают рабочие учебные программы по дисциплинам на основе типовых программ, которые проходят соответствующую процедуру утверждения.

ОП предусматривает различные виды учебной деятельности обучающихся, к которым относятся групповые и индивидуальные занятия, профессиональные практики, консультации. К групповым видам занятий относятся теоретические и практические занятия и консультации. Такие дисциплины, как специальный инструмент, класс ансамбля, фортепианный ансамбль, камерный ансамбль, концертмейстерский класс проводятся в форме индивидуальных или мелкогрупповых практических занятий. Основной целью индивидуальных практических занятий является формирование исполнительских навыков, развитие музыкальной памяти, музыкального и логического мышления; внимания; сценической воли; интереса к работе с методической литературой.

Современное состояние исполнительского искусства требует глубину и актуальность методологического мышления преподавателя среднего звена.  Преподаватель должен обладать художественным авторитетом, быть высоконравственной личностью, создающую в классе творческую атмосферу, пробуждающую в студентах творчески активное отношение к процессу обучения. В процессе работы над музыкальным произведением осуществляется постоянная и целенаправленная работа над совершенствованием технических навыков и работа над средствами художественной выразительности.

На выпускающих ПЦК созданы условия для обеспечения прозрачности достижения студентов образовательных результатов:

цели, задачи и ожидаемые результаты программы сформулированы в Государственном общеобязательном стандарте образования, Типовом учебном плане и образовательной программе по специальности 0404000 «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»;

программа носит оптимальный характер засчёт чёткой, продуманной структуры;

ПР соответствует лицензионным и квалификационным требованиям, предъявляемым государственными общеобязательными стандартами образования;

ОП обеспечена линейной технологией обучения и включает эффективную систему оценки учебных достижений студентов;

программа в полной мере обеспечена необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей;

ПЦК обеспечивает обратную связь с работодателями и выпускниками программы. Коллегиальные органы училища курируют учебный процесс ОП. К основным методам управления  программой относятся: внешняя оценка эффективности реализации программы в виде государственной аттестации и аккредитации;  анализ учебных достижений студентов, вовлечённость работодателей в реализацию программы, внедрение современных технологий обучения; конкурсный отбор и аттестация преподавателей, проведение социологических опросов участников образовательного процесса.

Совместно с работодателями проводятся опросы о качестве знаний, навыках и деловых качествах выпускника, ведущие специалисты-практики привлекаются в качестве членов итоговой аттестационной комиссии.

1.3. Информированность всех стейкхолдеров о стратегии, политике обеспечения качества и участие их в процессах их формирования.

Преподаватели ОП«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)» используют разные методы и способы предоставления информации о своей деятельности широкой общественности, регулярно публикуют достоверную, актуальную и объективную информацию о своей деятельности на сайте музыкального училища http://muzuch.kz, предлагают сведения о публикациях, учебно-методических пособиях, новых типовых, рабочих учебных программах.

Cтейкхолдеры своевременно информируются о стратегии и политике обеспечения качества, т.е. общих намерениях и направлении деятельности ОП в области качества.  Существуют две группы основных стейкхолдеров, чьи интересы и требования влияют на функционирование и развитие ОП. Первая группа – внутренние стейкхолдеры: студенты, их родители, ПР, учебно-вспомогательный и администртивно-управленческий персонал. Вторая группа – внешние стейкхолдеры: государство, органы исполнительской власти и органы местного самоуправления, работодатели, заинтересованные в получении компетентных специалистов, абитуриенты и их родители.

С целью проведения систематического мониторинга эффективности целей, результатов обучения на выпускающих ПЦК проводятся мониторинговые исследования. Принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга является одним из основных принципов повышения качества образования.Стейкхолдеры имеют возможность доступа ко всем ресурсам: библиотека с соответствующим читальным залом, компьютерный класс, медиатека с необходимым оборудованием, уголок самообслуживания с доступом в интернет.

В библиотеке училища имеется достаточное количество учебников, учебно-методических пособий по всем дисциплинам ОП.

1.4. Соответствие миссии, видения и стратегии имеющимся ресурсам, потребностям рынка труда и государственной политике в сфере развития ТиПО.

Кадровый потенциал, имеющаяся материально-техническая база, информационное обеспечение ОП «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)» соответствуют миссии, видению и политике обеспечения качества,  целям и задачам  училища.

На основе миссии училища определяется политика в области качества, стратегические цели и задачи специализаций, составляются перспективные планы развития образовательной программы. ОП «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады по видам)» направлена на совершенствование  подготовки и формирование конкурентноспособных специалистов на рынке труда и носит студентоориентированный характер, которая направлена на становление, развитие и самореализацию личности студента, как будущего специалиста,  способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Целью ОП являются приобретение студентами специализированных компетенций:

— исполнять на профессиональном уровне музыкальные произведения, уметь самостоятельно осваивать сольный, камерно-ансамблевый репертуар;

— осуществлять концертно-исполнительскую работу в условиях концертной аудитории, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

-понимать современные проблемы культуры и искусства;

-осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в ДМШ, ДШИ, других образовательных учреждениях, используя знания из области музыкальной психологии и педагогики;

— свободно пользоваться государственными и иностранными языками, как средством для делового общения и саморазвития.

1.5. Осуществление процессов стратегического планирования и распределения ресурсов в соответствии с видением и миссией.

Для успешной реализации ОП разработаны и внедрены процессы, необходимые для обеспечения образовательной услуги в соответствии с миссией, видением и стратегией училища. Программа реализации перспективного плана развития ОП полностью соответствует  программе реализации Стратегического плана развития училища на 2017-2021гг.  и предусматривает ряд основных направлений деятельности:

— Образовательная деятельность;

— Воспитательная работа;

— Творческая деятельность.

Современный рынок труда предъявляет качественно новые требования к содержанию подготовки специалистов технического и профессионального образования, к интеллектуальному уровню, профессионализму и компетентности.   Преподаватели ОП«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады»  сохраняя свои давние традиции, выстраивают свою деятельность с учётом глубоких и качественных перемен в образовательном пространстве, определяя ключевые задачи, направленные на повышение качества образовательных услуг, т.е. подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, творчески мыслящих специалистов, обеспечение их непрерывного профессионального роста.Задачи ОП  охватывают:

— ориентацию на потребителя образовательных  и культурных услуг;

— вовлечение студентов в процессы управления, их инициативу и мотивацию;

— системный подход к управлению образовательной программы;

— постоянное улучшение качества образовательных услуг;

— оказание образовательных услуг, удовлетворяющих запросам потребителей;

— контроль над качеством подготовки обучаемых и уровень преподавания учебных дисциплин.

Таким образом, ПЦК содействует укреплению, развитию культурного потенциала Казахстана через формирование разносторонне развитых, порядочных, самостоятельных специалистов с активной жизненной позицией, профессиональными и общекультурными компетенциями, готовых трудиться на благо и во имя развития нашей страны.

1.6.Политика обеспечения качества должна отражать процессы, обеспечивающие академическую репутацию и свободу, процессы предотвращение нетерпимости любого рода, дискриминацию студентов и  ПР.

Политика обеспечения качества ОП поддерживает академическую добросовестность и свободу. Поддержание академической честности и академической свободы, защиты от любого вида нетерпимости и дискриминации в отношении студентов, преподавателей или сотрудников осуществляется на основе Устава музыкального училища,Правил внутреннего распорядка, Кодекса чести , расположенных на информационных стендах и отражающих права и обязанности студентов.Содержание данных документов рассматривается и обсуждается на классных часах и собраниях, в процессе  индивидуальной учебно-воспитательной работы педагогов с обучающимися. Этические нормы и правила делового поведения работников регламентируются Правилами педагогической этики, Положением о ПЦК, Положением о функциональных обязанностях преподавателя. Академическая честность проявляется в беспристрастности и честности при приеме у студентов экзаменов в формате коллегиального прослушивания, исключающего субъективистский подход.

Свобода выбора в учебном процессе становится важнейшим фактором, способствующим повышению активности обучающихся в процессе профессиональной подготовки. Она достигается путем создания возможности для студентов определения индивидуальных исполнительских программ. Удовлетворенность потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии позволяет студентам стать полноправным субъектом образования, обеспечив их правом участвовать в формировании содержания своего образования, методов и средств обучения.

На ПЦК«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)» ведется работа по защите от любого вида нетерпимости или дискриминации по отношению к студентам, преподавателям и сотрудникам, которая отражается в воспитательных и социально-ориентированных мероприятиях училища. К ним относятся кураторские часы, на которых обсуждаются ежегодные послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана, общественно-политические значимые события РК, знаковые юбилейные даты, а также темы, посвященные патриотичесому, моральному и высоконравственному воспитанию и самопознанию. Так, кураторы регулярно проводят классные часы: «День знаний», «Уроки этики», «Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности»,«День независимости РК», «День единства народов Казахстана», «День Президента РК», «Моя профессия- мой выбор».

Каждый желающий студент может участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях. Студентам и преподавателям оплачивается проезд и проживание, если конкурс проходит в другом городе.

Классный руководитель планирует и организовывает воспитательную работу со студентами, используя современные воспитательные технологии, разнообразные формы и методы воспитательной работы. В училище работает психолог, который помогает обеспечить хорошую психологическую обстановку для студента, оказывает психологическую помощь во время сдачи творческих экзаменов (академический концерт, государственный экзамен, то есть те экзамены, которые предполагают выступление на сцене).

1.7. Политика обеспечения качества должна отражать индивидуальность и уникальность организации ТиПО.

Специальность «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»является одной из самых востребованных профессий в музыкальном мире.Сфера деятельности выпускников весьма обширна. К примеру, концертмейстер нужен буквально везде: в ДМШ по всем специальностям, на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре, в хореографии, во дворцах творчества, эстетических центрах, детских дошкольных организациях. Выпускники-оркестранты могут работать в специализированных и общеобразовательных учебных учреждениях, творческих объединениях, в музыкально-драматических театрах, оперных театрах, в концертных организациях, организации радио и кино, на телевидении, филармонии, симфонических, духовых, народных, фольклорных, камерных оркестрах, в составе инструментального трио,квартета и т.д.).

Выпускники ОП«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)» представляют собой творческую элиту для развития культуры и искусства Республики Казахстан.

1.8.Транспарентность процессов и механизмов реализации стратегии организации ТиПО и политики обеспечения качества

ОП «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)» представляет открытую, общедоступную информацию о своей деятельности. График работы ОП на год представлен в виде информационных стендов, информация о деятельности и достижениях ОП помещена на сайте училища http://muzuch.kz

Рис.№ 1 Скриншот сайта.

Одним из важных аспектов для успешной реализации ОП и повышения транспарентности является   информирование стейкхолдеров о стратегии и политике обеспечения качества, общих намерениях и направлении деятельности ОП в области качества.Оперативное информирование осуществляется с применением современных средств коммуникации. Информация о деятельности ОП, о выполнении ключевых показателей  осуществляется на заседаниях методического совета.

Информация по различным направлениям, об итогах работы ПЦК регулярно рассматриваются на заседаниях ПЦК, а также на педагогических советах.

Подробная информация об ОП, ее содержании и описание основных компетенций, получаемых по окончании, доступны на сайте училища и на стендах ПЦК.

 

1.9. Эффективность политики обеспечения качества, отражающая связь между научно-методической работой, преподаванием, обучением и учетом национального и внутриколледжного контекста.

Показателем большого творческого потенциала преподавателей   ОП «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам»является учебно-методическая, научно-исследовательская и творческая работа. Ежегодно ПР участвуют в различных мероприятиях, круглых столах, семинарах.Планирование научно-методической и творческой работы осуществляется в соответствии со Стратегическим планом развития училища, в котором отражены миссия, цели и задачи.

Результативность исследовательской деятельности подтверждается научными выводами, публикациями в сборниках материалов научно-практических конференций, методических рекомендаций, пособий и т.д. Показателем высокого качества подготовки студентов ОП Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады являются их профессиональные достижения, которые они демонстрируют уже в ходе обучения. См. Приложение В3. Таблица 3. Проектная деятельность

1.10.Разработанные и документированные механизмы реализации, контроля и пересмотра политики обеспечения качества может быть и стратегии развития колледжа.

Приоритеты в формировании целей ОП«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»определены предметно-цикловыми комиссиямис учетом осуществления творческой и организационно-управленческой деятельности. На ПЦК  разработаны целый ряд механизмов и документов для обеспечения политики качества ОП и контроля:

— перспективный план развития ОП на 2017-21 годы;

— типовые и рабочие учебные планы;

— типовые и рабочие программы по дисциплинам;

— индивидуальные планы преподавателей;

— отчеты ПЦК;

— годовые отчеты преподавателей.

Преподавателями ПЦК  разработаны УМК по всем дисциплинам, программные требования по специальным дисциплинам.

На заседании ПЦК разрабатываются и утверждаются: графики открытых уроков, методических докладов, взаимопосещений, графики технических зачетов и академических концертов. Все вопросы, касательные деятельности ОП рассматриваются на заседаниях ПЦК и протоколируются.

В виду того, что училище является творческим учебным заведением и творческая работа неразрывно связана с учебным процессом, обучающиеся ОП имеют возможность заниматься творчеством и участвовать в международных, республиканских и региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выступать на лучших концертных площадках Республики Казахстан. Разнообразная система оценки знаний обеспечивает интенсификацию учебного процесса, контроль освоения обучающимися учебных дисциплин, повышение академической мотивации студентов и преподавателей. Дифференциация видов контроля обеспечивает его полноту, периодичность, измеримость. В соответствии с требованиями государственных стандартов образования студент выпускного курса обязан проходит процедуру ОУПП и итоговой аттестации, состоящей из комплексного экзамена  по: сольному исполнению концертной программы, ансамблевому исполнительству, методике обучения игре на инструменте, а по специализациям «Духовые и ударные инструменты», « Народные инструменты» — дирижирование и работа с оркестром.

Приоритетами в формировании целей ОП являются:

  • воспитание творческой личности, способной эффективно решать профессиональные проблемы в сфере музыкального образования;
  • учет мирового и отечественного опыта подготовки специалистов в сфере искусства;
  • становление развитой и творческой личности, владеющей всеми высшими достижениями в области искусства, сохраняющей и усовершенствующей их;
  • подготовка квалифицированных специалистов и преподавателей детских музыкальных школ.

Выше обозначенные цели ОП обладают высокой степенью значимости для профессионального и личностного становления специалиста в области искусства, для получения им возможности саморазвития и самосовершенствования на протяжении всей жизни, охватывают важнейшие стороны жизнедеятельности современного общества.

1.11. Наличие планов на краткосрочные периоды.

Аккредитуемая ОП осуществляет выпуск, проводит планирование, реализацию, контроль и оценку (мониторинг), анализ с целью совершенствования качества своей деятельности в соответствии с годовым и перспективным планом развития на 2017-2021гг.

ОП 0404000«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»направлена на глубокую теоретическую и практическую подготовку специалистов в области исполнительского искусства. Основной целью ОП являются: подготовка конкурентоспособного специалиста в области культуры и музыкального образования, обладающего достаточным перечнем базовых, профессиональных компетенций и личностных качеств, способного применить их в профессиональной деятельности. План развития ОП – это проект достижения этой цели и конкретизация распределения необходимых ресурсов, графика мероприятий, заданий и других действий. Реализация плана развития ОП будет способствовать  подготовке конкурентоспособных специалистов в данной области.