ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
Общие положения
Организация ТиПО должна иметь опубликованную миссию, видение, политику обеспечения качества ОП.
Наличие стратегического плана развития ОП, соответствующей заявленной миссии, государственной политике в сфере развития ТиПО, ГОСО, принципам Туринского процесса.
Политика обеспечения качества ОП должна быть связана со стратегическим планированием организации ТиПО.
Политика обеспечения качества ОП 0407000 «Пение» (по видам) предназначена для практической реализации стратегии училища по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей – стейкхолдеров: студентов, их родителей, работодателей, управления образования и общества в целом. В связи с малочисленностью контингента студентов специальности «Пение» (по видам), предметно-цикловые комиссии ОП «Пение» и «Хоровоедирижирование» объединены в одну ПЦК «Хоровое дирижирование и пение».В разработке стратегии и содержании системы обеспечения качества образовательного процесса, обсуждении основных нормативных документов принимали участие руководство училища, руководители структурных подразделений, преподаватели, студенты и работодатели. Концепция обеспечения качества образования на ПЦК была обсуждена на заседании и принята за основу. Реализация ОП «Пение (по видам)» осуществляется в соответствии с миссией, видением, стратегическим планом развития училища и определяет специфику программы, характеристику обучающихся и получаемые ими образовательные результаты. ОП «Пение» направлена на совершенствование подготовки и формирование конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Перспективный план развития ОПразработан в соответствии со Стратегическим планом развития училища на 2017-2021 годы. Целью перспективного плана развития образовательной программы является — стать одним из ведущих и востребованных специальностейпо оказанию образовательных услуг на основе мощных педагогических традиций, направленных на формирование и профессиональное становление личности, способной самостоятельно, успешно и творчески реализовывать себя в своей будущей профессии.
Преподаватели ПЦК являются главными участниками образовательного процесса, ответственно ведут свою педагогическую деятельность, постоянно повышая качество работы и ее результативность. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с ГОСО, типовыми и рабочими учебными планами и программами; графиком учебного процесса с указанием продолжительности семестров, практик, итоговых контролей, каникул;расписанием учебных занятий и экзаменационных сессий; индивидуальными планами и расписаниями преподавателей.
Критерии оценки
1.1. Политика обеспечения качества ОП разрабатывается, документируется и внедряется в соответствии с действующими НПА в сфере образования РК.
Свою деятельность ПЦК «Хоровое дирижирование и пение» ведет, опираясь на миссию и стратегию училища, а также наПлан развития ОП «Пение» на 2017-2021 годы, которая направлена на качественную подготовку квалифицированных кадров, осуществляющих Государственную политику Республики Казахстан в области культуры и искусства, способных успешно вести творческую работу. Целью ОП«Пение»является подготовка специалистов среднего звена, овладевших соответствующими знаниями, навыками и компетенциями. Обеспечение качества – это создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей. Задачей ПЦКявляется четкая формулировка требования к качеству ОП и ведение постоянного контроля за их выполнением. К ним, прежде всего, относятся наличие квалифицированных преподавателей, учебно-методическоеобеспечение, материально – техническая база, подготовленность студентов и информационное обеспечение. Под культурой качества образования понимается результат подготовки выпускников, качество самого процесса обучения и управления ими, а также степень свободы, предоставляемой студентам. Политика в области обеспечения качества ПЦК состоит в обеспечении качественной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих широким кругозором и моральной ответственностью, способных выполнению и совершенствованию своей профессиональной деятельности в сфере культуры, личностному развитию, готовых к самостоятельному принятию решений, сочетающих интересы нашего общества и государства. Для политики обеспечения качества ОП «Пение»,в соответствии с действующими нормативно – правовыми документами, разрабатываются и внедряются:
— перспективный план развития ОП;
— годовой план;
— рабочая учебная программа на период обучения;
— календарно – тематические планы, которые составляются на основе типовых и рабочих программ;
— индивидуальные планы преподавателей;
— расписания групповых и индивидуальных занятий;
— графики академических концертов и многое другое.
1.2. Политика обеспечения качества реализуется посредством разработанных и документированных процессов и процедур внутреннего обеспечения качества с участием всех подразделений организации ТиПО.
Политика обеспечения качестваосуществляется путем разработанных и документированных процессов, которые являются основами реализации ОП, развитием системы образования среднего звена. ПЦК несет ответственность за определение целей подготовки образовательной программы. Согласно утвержденному порядку в училище реализация целей образовательной программы проходит этапы процедуры утверждения:
— на ПЦК обсуждаются цели и содержание ОП;
— результаты фиксируются протоколами заседаний ПЦК в установленном порядке;
— составляется рабочий учебный план, который реализует целипрограммы.
ОП «Пение» предусматривает различные виды учебной деятельности, к которым относятся:
— групповые занятия,
— индивидуальные занятия,
— педагогическая практика;
— консультации.
Разработанные учебные процессы, обеспечивающие совокупность средств методического и информационного сопровождения уроков, направлены на поддержание уровня не ниже установленных норм-требований стандартов и включают в себя:
— процедуры внутреннего обеспечения качества;
— мониторинг и периодическую оценку учебной программы и квалификации педагогов;
— оценку уровня занятий студентов;
— образовательные ресурсы и систему поддержки студентов;
— систему информирования.
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из задач преподавателей цикла, а ее результат должен удовлетворять требования всех стейкхолдеров: студентов, родителей, работодателей, государства.
Политика обеспечения качества ОП «Пение» на ПЦК предусматривает:
— анализ требований заказчиков образовательных услуг;
— контроль выполнения установленных в ОП требований к профессиональной подготовке выпускаемых специалистов.
В ходе учебного процесса учитываются запросы и требования работодателей.
1.3. Информированность всех стейкхолдеров о стратегии, политике обеспечения качества и участие их в процессах их формирования.
От степени открытости учебного заведения, полноты представленной информации в решающей мере зависит уровень заинтересованности училищем со стороны потребителей. Как раз на них, прежде всего и направлена работа сайта училищаmuzuch.kz.Политика в области обеспечения качества ОП направлена на повышение удовлетворенности и информированности всех стейкхолдеров, а именно:
— органов управления образования;
— работодателей;
— преподавателей и сотрудников училища;
— административно – управленческий персонал;
— студентов и их родителей;
— абитуриентов и их родителей.
Удовлетворенность и информированность всех стейкхолдерово стратегии и политике качества достигается через совершенствование основных направлений деятельности ПЦК:
- образовательного;
- научно – методического;
- информационного;
- социального.
В области образовательной деятельностипреподаватели регулярно занимаются:
— совершенствованием содержания рабочих учебных программ;
— своевременным прохождением курсов повышения квалификации;
— созданием необходимых условий для эффективного использования новых образовательных технологий;
— контролем качества подготовки обучаемых и уровня преподавания учебных дисциплин.
В области научно – методической деятельности преподаватели цикла:
— активно занимаются научно – методической и научно – исследовательской деятельностью;
— систематически обновляют УМКД по всем дисциплинам;
— развивают систему внедрения научных разработок в свою деятельность.
В области информационной деятельности на цикле проводятся следующие мероприятия:
— наращивание информационных ресурсов через пополнение и обновление фонда библиотеки учебно-методическимиразработками, пособиями, учебно-методической литературой;
— обеспечение процесса адаптации к современному информационному пространству и овладению навыками поиска и использования информации в медиатеке училища;
В области социальной деятельности преподаватели цикла занимаются:
— обеспечением заботы о материальном, бытовом, медицинском и социально – психологическом состоянии студентов;
— созданием условий для культурного и физического развития студентов в свободное от учебы время.
За последнее время администрацией училища предприняты значительные усилияпо повышению качества размещаемых на сайт информациях, от которых зависит эффективность деятельности училища, в том числе и ПЦК. Модераторами сайта идет постоянное изучение причин посещения сайта и выявления интернет – страниц, с которых пользователи заходят на сайт чаще всего.
Училище регулярно публикует актуальную информацию по реализуемым программам и присваиваемым квалификациям. На сайте также можно найти информации об успехах и трудоустройстве выпускников, об успехах студентов, обучающихся в данный момент.Доступность информации по специальности и их пропаганда стали возможны также через публикации статей в местные СМИ и на сайте училища muzuch.kz.
1.4. Соответствие миссии, видения и стратегии имеющимся ресурсам, потребностям рынка и Государственной политике в сфере развития ТиПО.
Кадровый потенциал, имеющаяся материально-техническая база, информационное обеспечение ОП «Пение» полностью соответствуют миссии, видению и политике обеспечения качества, целям и задачам училища. На основе миссии училища определяется политика в области качества, стратегические цели и задачи специализации, составляются перспективные планы развития образовательной программы. ОП «Пение» направлена на совершенствование подготовки и формирование конкурентоспособных специалистов на рынке труда и носит студентоориентированный характер, направленный на становление, развитие и самореализацию личности студента, как будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социализирующему творчеству.
Целью ОП являются приобретение студентами профессиональных компетенций:
— исполнять на профессиональном уровне музыкальные произведения, уметь самостоятельно осваивать сольный, ансамблевый репертуар;
— выявлять особенности исполнения классических, народных произведений и творчески их интерпретировать, осуществлять концертно-исполнительскую работу в условиях концертной аудитории;
— понимать особенности возрастной педагогики и психологии;
— применять основы теории музыки и гармонии в профессиональной деятельности;
— знать историю развития мирового и отечественного вокального искусства, знать специфику различных вокальных школ и направлений, уметь применить полученные знания в профессиональной деятельности.
1.5.Осуществление процессов стратегического планирования и распределения ресурсов в соответствии с видением и миссией.
В соответствии с миссией, видением и стратегией училища на ПЦК разработаны и внедрены процессы, необходимые для обеспечения образовательной услуги.Программа реализации перспективного плана развития ОП полностью соответствует программе реализации Стратегического плана развития училища на 2017-2021гг. и предусматривает ряд основных направлений деятельности:
— Образовательная деятельность;
— Воспитательная работа;
— Творческая деятельность.
Современный рынок труда предъявляет качественно новые требования к содержанию подготовки специалистов технического и профессионального образования, к интеллектуальному уровню, профессионализму и компетентности. Преподаватели ПЦК,сохраняя свои давние традиции, выстраивают свою деятельность с учётом глубоких и качественных перемен в образовательном пространстве, определяя ключевые задачи, направленные на повышение качества образовательных услуг, т.е. подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, творчески мыслящих специалистов, обеспечение их непрерывного профессионального роста.Политикой обеспечения качества ОП «Пение» является охват всех процессов реализации программы, направленных на достижение долговременного успеха и стабильности программы.ЗадачиОПохватывают:
— ориентацию на потребителя образовательных и культурных услуг;
— вовлечение студентов в процессы управления, их инициативу и мотивацию;
— системный подход к управлению образовательной программы;
— постоянное улучшение качества образовательных услуг;
— оказание образовательных услуг, удовлетворяющих запросы потребителей;
— контроль над качеством подготовки обучаемых и уровня преподавания учебных дисциплин.
Таким образом, ПЦК содействует укреплению, развитию культурного потенциала Казахстана через формирование разносторонне развитых, порядочных, самостоятельных специалистов с активной жизненной позицией, профессиональными и общекультурными компетенциями, готовых трудиться на благо и во имя развития нашей страны.
1.6.Политика обеспечения качества должна отражать процессы, обеспечивающие академическую репутацию и свободу, процессы предотвращения нетерпимости любого рода, дискриминацию студентов и ПР.
Политика обеспечения качества ОП «Пение» поддерживает академическую добросовестность, свободу, защиту от любого вида нетерпимости и дискриминации в отношении студентов и преподавателей ПЦК на основе Закона РК Об образовании, Правил педагогической этики, Кодекса чести студента, Правил внутреннего распорядка, Устава училища. В нормативно – правовых документах, таких как: Положение о ПЦК, Положение о функциональных обязанностях преподавателя, Правила внутреннего распорядка, Правила перевода и восстановления, Правила о выплате стипендий, регламентируются этические нормы и правила делового поведения педагогических работников и студентов. Темами регулярно проводимых классных часов являются: «День знаний», «Этика и мы», «Мир без наркотиков», «Руханижангыру», «Мен патриотпын», «Гендерлік саясат», Послание президента РК «Казахстан – 2050» и др..
Свобода выбора в учебном процессе является важным фактором в подготовке будущего специалиста, которая достигается путем выбора из предложенного списка индивидуальных программ. Таким образом, студент имеет право участвовать в формировании содержания своего образования, методов и средств обучения. Каждый студент имеет право участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях. У студентов цикла есть кураторы, которые ведут воспитательную работу сними и находятся в постоянной связи с родителями. Кураторы Бесембаева М.С. и Касымжанова А.А. в своей работе используют разнообразные формы и методы воспитательной работы, проводят мониторинги учебного процесса своих студентов, мониторинг зимней и летней экзаменационной сессии, осенней и весенней аттестации. Для обеспечения нормальной психологической обстановки для студентов ОП работает психолог, который оказывает психологическую помощь во время сдачи сессии, государственных экзаменов, также по необходимости помогает в работе с родителями.
Все учебные программы составлены опытными преподавателями в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к уровню знаний и навыков специалиста среднего звена, также учитываются требования и пожелания работодателей.
1.7.Политика обеспечения качества должна отражать индивидуальность и уникальность организации ТиПО.
Политика обеспечения качества – это приоритеты и принципы, которыми руководствуется музыкальное училище в реализации образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Она является одной из составляющих элементов общей политики училища, наряду с другими: производственной, финансовой, кадровой. В связи со спецификой учебного заведения приоритетной составляющей является творческая, которая заключается в участии коллектива в конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня. Разработку политики в области качества училище начинает с анализа существующей ситуации и выявления приоритетов и основных направлений развития в области качества, формируя принципы, задачи и положения, которые разделены по нескольким направлениям: совершенствование технологий и оборудования; развитие информационных систем; повышение квалификации кадров; взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными сторонами.
Руководство училища следит за тем, чтобы политика в области качества:
- соответствовала целям организации;
- включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы в области образования;
- создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
- была доведена до сведения всех заинтересованных лиц.
1.8.Транспорентность процессов и механизмов реализации стратегии организации ТиПО и политики обеспечения качества.
Все процессы реализации ОП «Пение» носят открытыйхарактер — отсутствие секретности, доступность информации и прозрачность, которые предполагают в основном его информационную открытость:
— размещение на сайте материалов о порядке и подготовке к поступлению в училище, информации о специальностях и стратегическом развитии училища, структурных подразделениях, составе преподавателей, материальной и методической обеспеченности и др.;
— размещение на сайте планов, программ учебных дисциплин, материалов опроса студентов и ПР;
— размещение локальных документов училища;
-новости о концертах, конкурсах, фестивалях, где принимали участие преподаватели и студенты училища.
Вся эта информация позволяет судить о степени продвижения училища и ОПв виртуальном пространстве. Состояние информированности стейкхолдеров заключается в получении соответствующей информации, использовании ее в своей деятельности: педагоги в учебном процессе, а студенты в выполнении тех или иных задании по специальным дисциплинам.
1.9.Эффективность политики обеспечения качества (может быть стратегии развития колледжа), отражающую связь между научно-методической работой, преподаванием, обучением и учетом национального и внутриколледжного контекста.
Важную роль в обеспечении качественной подготовки студентов выполняет научно-методическая работа, которая является одним их основных видов деятельности педагогических работников ПЦК и основывается на принципах научности, индивидуализации, актуальности, системности и носит непрерывный характер.В течение учебного года преподаватели цикла активно ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу.Согласно стратегии училища целями и задачами ОП 0407000 «Пение» являются не только привитие знаний умений и навыков по специальным дисциплинам, но и создание условий для личностного развития студентов, расширения их творческого потенциала и социальных компетенций.
Система эффективности обеспечения качества образовательной программы состоит из контроля за:
-кадровым обеспечением образовательной деятельности и повышениемквалификации преподавателей ОП;
— учебно-методическим обеспечением образовательной деятельностью: увеличение числа научно – методических публикаций в журналах, сборниках конференций, участие в онлайн – уроках, разработка и обновление рабочих программ и УМКД;
— материально – техническим обеспечением образовательной деятельности: музыкальные инструменты и качество их содержания, акустические аудитории;
— качеством проведения учебных занятий;
— качеством знаний студентов: постоянный мониторинг знаний, работа со слабоуспевающими.
1.10. Разработанные и документированные механизмы реализации, контроля и пересмотра политики обеспечения качества может быть и стратегии развития колледжа.
На ПЦК разработаны целый ряд механизмов и документов для обеспечения политики качества ОП и контроля:
— перспективный план развития ОП «Пение» на 2017-21 годы;
— годовой план ПЦК;
— типовые и рабочие учебные планы;
— типовые и рабочие программы по дисциплинам;
— индивидуальные планы преподавателей;
— отчеты ПЦК;
— годовые отчеты преподавателей.
Преподавателями ПЦК разработаны:
— УМК по всем дисциплинам;
— программные требования по специальным дисциплинам.
На заседании ПЦК разрабатываются и утверждаются:
— графики открытых уроков, методических докладов, взаимопосещений;
— графики академических концертов.
Все вопросы, касательные деятельности ОП рассматриваются на заседаниях ПЦК и протоколируются.
1.11.Наличие планов на краткосрочные периоды.
Для эффективной реализации ОП «Пение» разрабатываютсяследующие планы работ:
— годовой план работы ПЦК;
-план профориентационной работы;
— индивидуальный план преподавателя;
— план- график взаимопосещений;
-рабочие планы по дисциплинам;
— календарно – тематические планы;
— поурочные планы.
Пересмотр рабочих планов на ПЦК проводится регулярно с целью развития и улучшения ОП. Планы утверждаются на заседаниях ПЦК коллегиально и закрепляются протоколом.
Наличие краткосрочных планов дают свои положительные результаты в улучшении, совершенствовании и систематизации методической работы ПЦК, повышает эффективность выполнения работы, так как учитываются интересы и запросы внутренних стейкхолдеров, а следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников своей работой.
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ
Общие положения
Организация ТиПО должна иметь процедуры для разработки, утверждения и актуализации ОП соответствующей ГОСО.
Цели ОП, ожидаемые результаты обучения и их соответствие политике обеспечения качества организации ТиПО должны быть документированы, доступны и опубликованы для всех стейкхолдеров.
Образовательная программа 0407000 «Пение (по видам)» является системой учебно-методических документов, сформированнойна основе требований ГОСО, требований и запросов работодателей к структуре образовательной программы, условиям её реализации и результатам её освоения.Основным результатом успешного освоения обучающимися ОП «Пение» является подготовка образованного, всесторонне развитого специалиста, способного конкурировать при поступлении в высшее учебное заведение (ВУЗ), готового к успешной творческой работе по профилю.Учебные планы и учебные программы по дисциплинам ОП разработаны на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ. Содержание образовательной программы находится в прямой зависимости от поставленных задач, направленых на формирование профессиональной личности выпускника. Программы по каждый дисциплине обусловлены ее содержанием и трудозатратностью выполняемых заданий. Все дисциплины дополняют друг друга и составляют их в четкую систему.